Free Torg Пятница, 19.04.2024, 15:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Free Torg

Меню сайта

Источники энергии

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Ветроэнергетические ресурсы Украины.

Основное влияние на климат и, как следствие, на ветровой режим территории Украины имеют Атлантический и Северный Ледовитый океаны.

Важное значение для формирования климата отдельных регионов имеют горы, их высота и направление расположения. Речь идет о Карпатах, Подольской, Волынской и Приднепровской возвышенностях, Донецком кряже и Крымских горах.

Для других регионов имеет значение близость Черного и Азовских морей, и также равнинный характер местности (Причерноморская низина).

Для современного технического уровня ВЭУ используются районы со среднегодовыми скоростями ветра 5 м/с и больше на высоте флюгера равным 10 м. Поэтому предварительная оценка ветровых характеристик территории Украины дается с использованием этого критерия.

Анализ данных многолетних наблюдений 214 метеостанций за долгий период времени свидетельствуют о том, что в Украине преобладают ветры от 0 до 5 м/сек (70-90%). 

Общая мощность перспективных ветроэлектростанций в Украине оценивается в 16000 Мвт с возможной годовой выработкой электроэнергии около 30 млрд. квт/час. При этом мощность ВЭС в составе энергетической системы не должна превышать величины генерирующего резерва, приблизительно 7500 Мвт.

По среднегодовым скоростям ветра более 5м/с можно выделить семь регионов и две зоны. К регионам относятся Карпатский, Причерноморский, Приазовский, Донбасский, Западно-Крымский, Восточно-Крымский, к зонам - Харьковская и Полтавская.

Карпатский регион выделен с использованием данных двух метеостанций: Пожежевской (Ивано - Франковская область, среднегодовая скорость-5,9 м/с ) и Плай (Закарпатская область-5,8м/с). Обе метеостанции расположены на территории с очень высокими отметками: Пожежевская-1451м и Плай-1330 м. Данные метеостанции основной сети Закарпатского региона показывают, что среднегодовые скорости ветра небольшие и составляют 1,4-3,4 м/с.

Причерноморский регион. Это полоса побережья шириной 25-30 км от границы с Румынией до Крыма. Данные сети метеостанций в этой полосе дают среднегодовые скорости ветра более 5 м/с.

Приазовский регион располагается вдоль побережья Сиваша и Азовского моря - от Перекопского перешейка до границы с Россией. Ширина полосы от 2-х до 25 км. Наибольшие значения показателей среднегодовой скорости ветра зафиксировано метеостанцией в г. Мариуполе- 6,1м /с.

Донбасский регион начинается от Луганска (среднегодовая скорость-5,7 м/с) и распространяется до соединения с Приазовским регионом. Регион выделен по данным 5 метеостанций и относится к центральной части Донецкого кряжа.

Западно-Крымский регион распространяется вдоль западного побережья Крыма, где по данным метеостанций средняя скорость ветра составляет 5,4 м/с.

Восточно-Крымский регион. Это Керченский полуостров восточное предгорье Крымских гор и часть Арабатской стрелки. В регионе три метеостанции, в том числе метеостанция Мысовое, где среднегодовые скорости ветра составляют 6,2 м/с.

Горный Крым. В горах и на южном берегу Крыма очень компактная сеть метеостанций, данные которых дают довольно пеструю картину распределения ветра, что характерно для горной местности. Первичный анализ показывает, что среднегодовые скорости около 5 м/с зарегистрированы на метеостанциях, открытых ветрам юго-западного направления и частично-Северного.

Харьковская зона определена по данным одной метеостанции (г. Харьков). Анализ данных и орографии местности свидетельствуют о возможности образования площадок возле города, особенно в северо-восточном направлении со скоростями ветра больше 5 м/с.

Полтавская зона выделена по данным одной метеостанции в г. Полтаве (5 м/с).

Как видно из выше изложенного материала, районирование территорий размещения ветроэлектростанций и оценка ветроэнергетических ресурсов в Украине ведется на основании среднегодовых скоростей ветра с общим орографическим анализом. Компьютерные технологии, позволяющие произвести детальные исследования в вопросах определения ветроэнергетического потенциала, не применялись. Исключение из этого составляет Крым, занимающий лидирующее положение в вопросах развития ветроэнергетики. По инициативе Совета министров Автономной Республики Крым (АРК) в рамках программы TACIS, проводимой Европейской Комиссией, с участием фирм: SOGELERG INGENIERIE (Франция), Conphoebus (Италия) с использованием программы WAsP (фирма Riso, Дания) был создан ветроатлас Крыма первого уровня, где были определены наиболее перспективные площадки для строительства ВЭС в Крыму.

В целом территориальные особенности Украины и ветровые условия благоприятны для строительства ветроэлектростанций. Крайне необходимо использование современных компьютерных технологий для оценки ветрового потенциала и выбора площадок ВЭС. Следует отметить, что в рамках работ программы TACIS крымской стороне был передан полный пакет программы WAsP.


Нормативно-правовое обеспечение развития ветроэнергетики.

Значительная часть уже действующих законодательных актов основана на рыночных принципах стимулирования экономики. 

С точки зрения рыночных положений, особое место занимает Закон "Об электроэнергетике". В соответствии с этим законом электроэнергия получила статус товара и были закреплены правовые формы организации и функционирования оптового рынка электроэнергии страны. Для ветроэнергетики важны два обстоятельства. Первое, электроэнергия, вырабатываемая ВЭС, должна теперь продаваться на тех же условиях, что и электроэнергия, которая вырабатывается традиционными источниками энергии. Второе, формирование основного источника финансирования для ветроэнергетической отрасли, соответственно, связывается с финансовыми процедурами энергорынка.

Также важным действующим документом является Закон "Об энергосбережении". Этим законом определено, что на государственном уровне управление осуществляется путем разработки и утверждения соответствующих государственных программ. Это обстоятельство создает надежные правовые положения для выполнения "Комплексной программы строительства ВЭС до 2010 года"

Законодательное закрепление финансовых принципов для исполнения комплексной программы отображено в разделе 10 "Национальной энергетической программы", которой определена необходимость обеспечения финансирования таких программ за счет "целевых отчислений от сумм реализации продукции". Для комплексной программы, в соответствии с Указом Президента Украины №159/96 от 2 марта 1996 года, такой финансовый источник формируется за счет отчислений финансовых средств через тариф на электроэнергию в размерах 0,75 % от товарной продукции производства электроэнергии, что также корреспондируется с положением статьи 17 Закона "Об электроэнергетике".

Необходимость специального подхода к разработке законодательной поддержки ветроэнергетики изложено в "Национальной энергетической программе" Украины до 2010 года, где обозначена приоритетность развития ветроэнергетики в общем ряду использования ВНИЭ.

К указанным документам можно добавить Закон "Об альтернативных источниках энергии", проект, которого разрабатывается рядом организаций, что обеспечит более высокий уровень систематизации правовых положений, которые имеют отношения к альтернативной энергетике в целом. Этот Закон будет первым документом прямого действия, ныне действующие законы носят косвенный характер в отношении к ветроэнергетике.

В настоящее время существующие разрывы в действующем законодательстве заполняются отраслевыми, межотраслевыми нормативно-правовыми актами, принимаемыми, как правило, Межотраслевым координационным советом по вопросам строительства ВЭС. 

Некоторые из них:

Постановление национальной комиссии регулирования электроэнергетики в Украине ( НКРЭ) № 933 от 19 июля 1999 года "О тарифах на электрическую энергию для ветровых электростанций". 

Оно имеет адресный характер и призвано поддержать уровень рентабельности ВЭС.

Постановление НКРЭ №679 от 25 мая 1999 года "О финансировании нетрадиционных источников электроэнергии (ветроэнергетики)".

В соответствии с ним " Распорядителю средств оптового рынка электрической энергии Украины, до принятия решения Советом рынка, обеспечить 100% оплату банковскими средствами за электрическую энергию, поставленную в оптовый рынок субъектами предпринимательской деятельности по производству электрической энергии на ветровых электростанциях, при условии, что они получили соответствующую лицензию НКРЭ, а также право осуществлять деятельность на оптовом рынке электрической энергии и составили договор с национальной энергетической компанией (НЭК) "Укрэнерго", которым предусмотрен порядок осуществления таких расчетов".

Постановление НКРЭ № 992 от 30 июля 1999 года " О внесении изменения в Правила оптового рынка электрической энергии в Украине". 

В формулу оптовой рыночной цены внесены дополнительные платежи поставщиков электроэнергии на финансирование развития ветроэнергетики (0.75%).

Решения Межведомственного координационного совета №8 в соответствии с которыми: 
"НКРЭ обеспечить установление тарифов на электроэнергию, которая будет производиться ВЭУ, поставленными зарубежными инвесторами для опробования, достаточных для компенсации стоимости этих ВЭУ на протяжении 5 лет их эксплуатации";
"рекомендовать НКРЭ установить для ВЭС, которые строятся в Украине с использованием зарубежных инвестиций, тарифы на период возвращения инвестиционного капитала на произведенную ВЭС электроэнергию на уровне тарифов на ветровую электроэнергию, произведенную в подобных ветровых условиях в зарубежных странах "

Указанные межотраслевые нормативно-правовые акты и существующая законодательная база первого уровня определяют приоритетность развития ветроэнергетической отрасли путем создания льготных условий для внутренних и внешних инвесторов. В настоящее время с целью законодательного закрепления указанных положений межотраслевых нормативно-правовых актов на рассмотрении в Верховной Раде Украины находится проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о стимулировании развития ветроэнергетики в Украине" (далее по тексту проект Закона).

Последняя редакция от 8 сентября 1999 года проекта Закона предполагает:

* Создание условий для развития ветроэнергетики, как экологически чистой и безтопливной подотрасли энергетики путем установления оплаты ВЭС за произведенную ими электрическую энергию в полном объеме в денежной форме через текущие расчетные счета.

Изменение к Закону Украины "Об электроэнергетике".

* Покупку всей электрической энергии, выработанной от ВЭС, независимо от величины установленной мощности или объемов отпуска электрической энергии осуществлять на оптовом рынке электрической энергии Украины.

Изменение к Закону Украины "Об электроэнергетике".

* На финансирование ВЭС в соответствии с Комплексной программой строительства ВЭС в Украине до 2010 года (далее по тексту Комплексной программой) устанавливается целевая надбавка в размере 0.75% к действующему тарифу на электрическую энергию, которая продается производителями электрической энергии на оптовый рынок. Регулирование тарифов на электрическую энергию, выработанную на ВЭС осуществляется НКРЭ.

Изменение к Закону Украины "Об электроэнергетике".

* На период до 1 января 2011 года, к валовому доходу плательщика налога не включается сумма средств, начисленных в составе цены продажи электрической энергии в виде целевой надбавки в размере 0,75% к действующему тарифу на электрическую энергию, которая продается производителями электрической энергии на оптовый рынок, которые направляются на строительство ВЭС в соответствии с Комплексной программой.

Обозначенные средства зачисляются на специальный счет и используются исключительно на финансирование затрат, связанных со строительством ВЭС в соответствии с Комплексной программой.

Изменение к Закону Украины "Об налогообложении прибыли предприятий"

Перечисленные действующие и вновь разрабатываемые законы относятся к блоку определяющих законов. В основном они предписывают директивные линии, которые логично было бы развивать на местном уровне, однако законодательная система Украины не позволяет в полной мере это делать, из-за ограниченных полномочий региональных властей. Исключение из этого составляют регионы и зоны специального экономического развития. Так Указом Президента Украины № 740/99 от 27 июня 1999 года "О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне "Порт Крым" в Автономной Республике Крым" вводится с 1-го января 2000 года сроком на 30 лет специальный режим инвестиционной деятельности. К территориям приоритетного развития относятся "Большая Ялта", "Сиваш"", "Алушта", "Судак", "Феодосия", "Керчь", "Восточный Крым". Кроме того Указом обозначена специальная экономическая зона "Порт Крым". Специальный режим инвестиционной деятельности предусматривает установление налоговых, таможенных и других льгот для субъектов предпринимательской деятельности, которые в установленном законодательством порядке зарегистрированы на территориях приоритетного развития, Следует отметить, что почти все указанные зоны принадлежат к наиболее перспективным территориям для строительства ВЭС.

В настоящее время рабочим документом, через который осуществляется реализация положений законодательных актов, является "Комплексная программа строительства ВЭС в Украине до 2010 года". Программа предназначена для практического использования проектными и научными организациями, на предприятиях, регионах и областях с целью использования ее гарантий непосредственно через региональные и отраслевые программы. Она охватывает весь спектр деятельности ветроэнергетической отрасли, начиная от научно-исследовательских работ, организации производства ВЭУ и, заканчивая сопровождением эксплуатации сооруженных ВЭС. Запланировано три этапа реализации программы.

Первый этап:1997-2000 годы

В этот период строительство пилотных и промышленных ВЭС будет осуществляться с использованием лицензионного ветроагрегата украинско-американского производства USW56-100, отечественных ветроагрегатов АВЭ-250С, ЭСО-0420 и ВМ-37.

В этот период, по прогнозам, остановится экономический спад и начнется оживление в экономике, закончатся рыночные реформы в машиностроении, что будет способствовать созданию специализированных производств для изготовления ВЭУ и оборудования для ВЭС, проведению подготовки производства ВЭУ единичной мощностью от 275 до 550 квт.

В этот период должны формироваться соответствующие условия для развития ветроэнергетики, надежного и эффективного использования инвестиций, в том числе частного капитала.

Второй этап:2001-2005 годы.

В этот период предусматривается организация производства ВЭУ мощностью от 275 до 550 квт, строительство и эксплуатация на этих ВЭУ пилотных ВЭС и строительство первой очереди ВЭС с новыми ВЭУ. Будут создаваться условия для испытаний и эффективной эксплуатации ВЭС.

В этот период экономика Украины будет развиваться очень высокими темпами (ежегодно в среднем на 9-11%) в промышленное производство вольются значительные инвестиции с соответствующими объемами их реализации.

Сформируются условия экспорта ВЭУ отечественного производства.

Третий этап:2006-2010 годы.

На начало этого периода завершится разработка всех разделов нормативно-технической документации и руководящих документов,будет выполнена значительная часть запланированных научно-исследовательских разработок, которые дадут возможность разрабатывать, производить и внедрять конкурентноспособные на мировом рынке ВЭУ. На этом этапе будут разрабатываться и внедряться новые технологии изготовления деталей и узлов ВЭУ, совершенствоваться параметры ВЭУ и оборудования для ВЭС, систем управления. 

Что касается строительства ВЭС, программа создана на основе предложений Минэнерго Украины, Госводхоза Украины и Совета министров Автономной Республики Крым. Общая установленная мощность ВЭС к 2010 году должна составить 1940 Мвт.

Предложения, касающиеся производства ВЭУ и оборудования для ВЭС разработали: 
КБ "Южное" на основе отечественных ВЭУ мощностью от 200 до 1000 квт;
СП "Уиндэнерго Лтд" на базе лицензионных ВЭУ мощностью от 100 до 550 квт;
"ЭСО" - ВЭУ мощностью 420 квт;
"Атика-Вест" - ВЭУ мощностью 45 квт.

Программа предусматривает создание специализированных предприятий на базе Южного машиностроительного завода, г. Днепропетровск, и производственного объединения "Оснастка" , г. Нововолынск.

Комплексная программа является согласованной программой практических действий в сфере развития ветроэнергетики Украины. В целом ценность Комплексной программы заключается в том, что впервые был запущен реальный действующий механизм внедрения ветроэнергетики, получивший государственную поддержку.

Однако она имеет ряд недостатков, заключающихся Отсутствии достаточно-точных исследований в определении ветровых ресурсов территорий для строительства ВЭС. 
Комплектации ветроэлектростанций конкретизированными ВЭУ (только с 2000 года предусматривается использование неконкретизированных ВЭУ, мощностью 300-500 квт). 
Отсутствии дотаций из специализированного фонда (0,75%) предприятиям и лицам не обозначенным Комплексной Программой в том числе частным лицам и кооперативным объединениям граждан.

Учитывая это, Межведомственный совет по вопросам строительства ВЭС, поддержал инициативу Совета министров Автономной Республики Крым по разработке региональной программы строительства и инвестиционных проектов строительства ВЭС в Крыму. Программа и инвестиционные проекты будут разрабатываться на основании результатов работы и рекомендаций программы TACIS.


Поиск

Ближайшие праздник
Праздники Украины

Курс валют
Райффайзен Банк Аваль курс доллара

Погода
GISMETEO: Погода по г.Одесса

Каталог предприяти

Реклама на freetor
Солнечные коллекторы

Реклама на baseinf
Free Torg

Доска объявлений
Бесплатные объявления

Block title

Доска
Кабельный и Инфракрасный тёплый пол, Регуляторы...

Free Torg © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz